Сколько фишек / шашек в коротких нардах?

12/20/2016
автор Антон Загородний
Сколько фишек / шашек в коротких нардах?

Короткие нарды – одна из самых популярных разновидностей нард. Название «короткие» связано с тем, что по сравнению с классической вариацией игра занимает меньше времени.

Начальная расстановка шашек и цель игры

Короткие нарды предназначены для двух соперников, которые ходят фишками  разных цветов. Сколько фишек в нардах коротких? Столько же, сколько и в классическом варианте – 15. Полем служит деревянная доска с нарисованными на ней вытянутыми треугольниками. Всего их 24 шт. Треугольники называются пунктами, по ним перемещаются фишки.

Доска делится на 4 зоны по 6 пунктов в каждой:

  1. Дом, пункты 1-6. Область, куда необходимо завести все свои фишки / шашки, чтобы закончить партию. Для белых она расположена по правую руку, для черных – по левую. Таким образом, дома соперников расположены друг напротив друга.
  2. Двор, пункты 7-12. Зона, расположенная слева или справа (в зависимости от того, ходят белыми или черными) от дома.
  3. Двор противника, пункты 13-18. Располагается напротив собственного двора.
  4. Дом противника, 19-24. Расположен напротив собственного дома. Сюда должен завести все свои фишки / шашки соперник.

Также у доски есть планка, которая делит поле пополам. Ее называют «бар». У некоторых наборов по правую руку находится длинная выемка, куда сбрасываются фишки / шашки по мере их вывода из игры.

В начале игры в нарды фишки / шашки расставлены следующим образом:

  • 6 пункт – 5 шт.;
  • 8 – 3 шт.;
  • 13 – 5 шт.;
  • 24 – 2 шт.

Пункты не пронумерованы изначально, так как их номер зависит от позиции игрока. Тот, кто ходит за белых, считает треугольники по часовой стрелке. Пункт 1 для него – нижний правый угол, 12 – нижний левый, 13 – верхний левый, 24 – верхний правый. Для соперника, наоборот, счет идет против часовой стрелки.

Для определения, на сколько пунктов можно ходить, бросают 2 игральных кубика с гранями от 1 до 6. По правилам, перед броском их нужно трясти в стаканчике, но на практике многие игроки просто кидают их рукой.

Жребий

В статье выше Вы узнали сколько фишек в коротких нардах необходимо для игры. Далее речь пойдет о том, кто будет ходить первый и как это определить. Игроки должны определить, кто будет ходить сначала. Для этого каждый кидает по игральноому кубику. У кого выпало большее число, тот и сделает первый ход. Выпавшие при первом броске кости задают и то, на сколько можно переместить шашку. Пример:

  1. Игрок А кинул кость и получил результат 5, игрок Б – 2.
  2. У игрока А число больше, значит, сначала ходит он.
  3. Для хода используются выпавшие числа: 5 и 2.

Может случиться так, что выпавшие числа совпадут. Тогда нужно продолжать бросать кубики, пока они не окажутся разными.

Порядок перемещения

Напоминаем, что фишек в коротких нардах - 15 с каждой стороны. Начиная со 2-го хода, игроки поочередно кидают по 2 игральные кости. Выпавшие числа можно использовать по-разному:

  1. Суммировать показатели двух кубиков и переместить одну шашку. Например, выпало 1 и 6. Можно сделать 7 шагов одной фишкой.
  2. Делать ходы разными шашками. Выпало 4 и 3. Одной шашкой делается ход на 4 позиции, другой – на 3.

Выбирать фишки для нард можно из любых стопок, главное – соблюдать направление перемещения. Шашки перемещаются от пункта 24 к позиции 1.

У перемещения есть ряд нюансов:

  1. Шашки можно ставить только на открытые позиции. Открытым считается тот пункт, где нет вражеских шашек либо есть только 1. Если их 2 и больше, сделать туда ход не получится.
  2. Суммировать показатели кубиков (при результатах 2 и 5 сходить одной шашкой на 7 позиций, например) можно только в том случае, если промежуточный пункт свободен. То есть позиция через 2 хода или через 5 (неважно, одна из них или обе) должна быть открыта.
  3. Если на кубиках выпадают одинаковые числа, ходят 4 раза. Выпало 5 и 5 – нужно сделать 4 хода по 5 пунктов. Если из-за закрытых позиций сделать столько ходов нельзя, нужно выполнить столько, сколько позволяет расположение фишек / шашек.
  4. Если сделать 2 хода сразу по результатам броска кубика не получается (мешают закрытые пункты), нужно делать 1 ход, выбрав при этом большее число из выпавших.
  5. Нельзя пропускать ходы, руководствуясь тем, что это будет невыгодно игроку. Пропускать их можно только в том случае, если сдвинуть шашки невозможно.

Как выбить и зарядить фишку

Чтобы игрок медленнее собирал свои фишки / шашки в доме, желательно выбивать их с поля. Выбить можно только те фишки, которые стоят по одной. Игроки, которые хорошо изучили правила коротких нард, сразу делают блок – защищают одиночную шашку второй, предотвращая выбивание.

Чтобы убрать шашку с поля, нужно перевести собственную в ту же позицию. Тогда фишка соперника переместится на бар – разделительную планку по центру поля. Пока у игрока есть выбитые шашки, он не может передвигать те, которые находятся на поле. Сначала он должен ввести фишку обратно в игру – «зарядить». Для этого кидают игральные кости и передвигают оказавшуюся вне поля шашку, начиная с 24-й позиции. Важно то, что изначально она находится на нуле. Если на кубике выпадет единица, фишка переместится на 1-ю (то есть 24-ю) позицию, а не 2-ю, и так далее.

Порядок выбрасывания шашек с поля

В конце игры, когда все шашки окажутся заведены в дом, игрок начинает выбрасывать их с поля. Победит тот, кто первый выбросит все. Выводить фишки можно разными способами. Вначале кидается две кости, а дальше участник выбирает действие:

  1. Самое простое – убрать шашку, которая стоит на номере, выпавшем на кубике. Например, выпала шестерка – выводится одна фишка с 6-го пункта, вторая кость показала 2 – выводится шашка со 2-го пункта.
  2. Если выпал пункт 5, а на нем нет фишек, можно снять одну с предыдущей позиции – 4-й. Если и там ничего нет, тогда с 3-й, и так далее.
  3. Переместить шашку на то число позиций, какое показал кубик. Пример: шашка стоит на 6-й, кубик показал единицу. Ее можно перевести на 5-й треугольник. Этот ход удобен, так как позволяет со временем воспользоваться методом выбивания под номером 2.

Если во время выбрасывания шашек из дома одна из них оказалась на баре, придется сначала ввести ее обратно на поле, а затем завести в дом. До тех пор продолжать выведение нельзя.

Увеличение ставок

Для увеличения азарта (в короткие нарды часто играют на деньги) ставки могут удваиваться или утраиваться. Для отслеживания ставки используется специальный куб Даве. На его сторонах размещены числа в геометрической прогрессии: 2, 4, 8 и так далее до 64. Куб ставят по центру поля или рядом с ним и переворачивают на соответствующее число в случае удвоения. Изначально игра ведется на ставку в размере 1 очко. Денежный эквивалент очка определяется между соперниками.

У коротких нард может быть несколько партий, в конце каждой выигравший получает 1 очко (или увеличенный размер очков).

Даве

Основной тип увеличения ставки. В любой момент, если один из игроков видит, что у него высокие шансы на победу, он может объявить Даве – удвоение ставки. Второй игрок может не согласиться, но тогда он автоматически считается проигравшим. Если же оппонент согласится, тогда куб Даве перейдет ему и последующее удвоение сможет предложить только он.

Марс

Если участник коротких нард проиграл, не выведя при этом ни одной своей шашки с поля, происходит марс – удвоение первоначальной ставки. Таким образом, проигравший теряет не 1 очко, а сразу 2. Если за время игры было объявлено даве и ставка увеличилась, например, до 2 очков, то при марсе проигравший потеряет сразу 4.

Кокс

То же самое, что и марс, но с утроением очков. Назначается, если к моменту вывода с поля всех вражеских шашек у второго игрока:

  • есть шашки на баре;
  • есть фишки в доме противника.

Другие правила

Для ускорения игры можно использовать правило Якоби. Согласно ему, марс и кокс заменяются на одно очко, если на протяжении партии никто не объявил удвоение.

Также, если в начале игры соперникам выпадет одно и то же число на игральных костях, объявляется авто-дабл – автоматическое удвоение ставки. Игроки могут отказаться от авто-дабла или поставить его лимит.

Запись игры

Чтобы конспектировать ход игры, была придумана специальная система – нотация. Ее ввели в 1970-х. Запись состоит из трех частей: чисел, выпавших на кубиках, а также двух ходов. Пример записи: 3-1 8/5 4/3. Подробнее о том, как записывается каждая часть:

  1. Числа на игральных костях записывают через черту. В примере выше выпали числа 3 и 1, записываются как 3-1.
  2. Черт знак / записывают ходы. Перед / ставят первоначальную позицию шашки, после – ту, на которую он переместился. Таким образом, запись 8/5 4/3 расшифровывается как переход двух шашек с позиций 8 на 5 с пункта 4 на 3.

Есть дополнительные обозначения. Например, если один или оба хода не удалось провести из-за блокировки пунктов, рисуют перечеркнутый круг. Если во время перемещения шашка побила фишку соперника, ставится звездочка. Запись 10/8*/6 показывает, что шашка переместилась с 10-го на 6-й пункт, при этом по пути побила чужую фишку на 8-м.

Если фишку вывели с бара, делается обозначение «Бар/число». В графе «Числа» пишут позицию, на которую попала выведенная с бара шашка. Когда шашки начинают снимать с доски в конце игры, делаются надписи «число/off», где число – позиция, на которой находилась снятая фишка.

Основные принципы и стратегии

Неопытному игроку может показаться, что в ходе игры нужно как можно быстрее перемещать фишки ближе к дому, но это неверно. Короткие нарды – игра, где нужно просчитывать каждый ход, в том числе ход соперника. Тот, кто оказывается с большим количеством фишек в своем доме или дворе, необязательно окажется победителем. Противник может заблокировать ему передвижение или выбить те шашки, которые оказались без защиты. Нужно стараться:

  • не оставлять фишки по одной;
  • создавать блоки на подходе к дому противника;
  • держать несколько фишек в доме противника, чтобы выбивать чужие шашки при попытке войти в дом.

Оставлять шашку одну на позиции можно только в том случае, если у противника малый шанс ее побить: фишка находится в пределах непрямого шота. Непрямой шот – удаление от фишек соперника на 7 и более шагов, прямой – до 6 включительно. После броска игральных костей редко удается сделать суммарный ход, то есть сложить числа и сделать более 6 шагов одной фишкой за раз. Этим и объясняется рекомендация оставлять одиночные шашки только на расстоянии от 7 шагов.

В ходе игры можно использовать несколько стратегий.

Стремительная игра

Игрок старается как можно быстрее перевести все шашки в дом. При этом учитываются три момента:

  • сначала нужно двигать те шашки, которые стоят дальше всего от дома;
  • по мере приближения фишки к дому нужно усиливать ее защиту;
  • одновременно с передвижением своих фишек желательно создавать преграды для перемещения противника.

Удерживающая стратегия

Принцип игры, противоположный стремительной. Игрок как можно дольше задерживает передвижение противника, выбивая его фишки на подходе к дому. Для этого шашки устанавливаются в доме и дворе соперника и при приближении вражеских фишек сразу бьют их. Одновременно нужно обеспечить защиту собственному дому. Оптимальное расположение – закрытые пункты 5, 4 и 1 (в порядке убывания важности) у себя и 4-5 у противника.

Блокирующая игра

Данная стратегия подразумевает блокировку пути. Последовательно ставится несколько блоков из двух фишек. Можно делать их подряд или с пробелами – в обоих случаях противнику будет сложно преодолеть преграду. Самым сложным считается блок на 6 пунктов подряд.

Атакующая стратегия

Следует использовать не как основную, а в качестве дополнительной ближе к концу игры. Начинать атаку рекомендуется только после того, как удастся закрыть 5-й пункт противника. Лучший период для атаки – когда фишка, которая будет использоваться для нее, может побить сразу несколько открытых шашек оппонента. В атакующей стратегии часто жертвуют одной своей фишкой, чтобы выбить сразу две вражеские из собственного дома. В долгосрочной перспективе это выгодно.

Советы при удвоении ставок

Почти во всех партиях коротких нард используется даве (или дабл) как способ ускорения игры. Нельзя с точностью сказать, когда следует соглашаться на дабл, а когда нет, ведь результаты нардов зависят не только от опыта игроков, но и от выпавших чисел на игральных костях. Специалисты советуют отказываться от даве, если шанс проигрыша составляет 75% и выше. Если он ниже, стоит согласиться. На практике подсчитать шансы очень сложно, нужно ориентироваться на текущее положение шашек, опыт соперника, сложность его стратегии. Опытные игроки могут заранее просчитывать ходы в зависимости от выпавших чисел и делать прогнозы, основываясь на этих данных.

Новые макеты фишек